О кружке бисероплетения

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

муниципального района город Нея и Нейский район

Костромской области    

                                                                                               

                                                             Утверждаю:          

Директор МОУ ДОД ДДТ

______________________

                                                                    М. П. Целакова

Образовательная программа кружка

«Бисероплетение»

Срок обучения: 3 года.

Программа разработана для детей 6-14 лет.

Составитель:

педагог дополнительного образования

Ольга  Сергеевна Силина

г. Нея, 2010 год

Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы:

Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Образовательная программа включает в себя следующие блоки:

-развивающие занятия

-досуговая деятельность

-участие в конкурсах различной направленности

-нравственно-эстетические беседы

-работа с родителями (родительские собрания, открытое занятие для родителей, совместные с детьми досуговые мероприятия)

Цель:

Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия;

Задачи:

- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера и бусин;

- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию;  прививать любознательность;

- развивать качества, необходимые для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учить детей самостоятельному выполнению поделок из бисера по схемам;

- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся;

- проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.

Отличительные особенности образовательной программы:

Формирование разносторонне развитой личности на основе изучения культуры русского народа, знакомства с художественными традициями в бисероплетении.

Подача материала осуществляется в процессе практических занятий, во время экскурсий в краеведческие музеи, во время  познавательно-досуговой  деятельности, дети младшего школьного возраста знакомятся с материалом в игровой форме.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 14 лет.

Сроки реализации программы:

Обучение рассчитано на 3 года. Обучение начинается с изготовления простейших аппликаций и плоских игрушек на проволоке, затем – изготовление объёмных игрушек на леске методом параллельного плетения, изготовления украшений для девочек. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения выполнять изделия из бисера различными способами и методами.

При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальному маршруту.

Формы и режим занятий:

Младшая группа детей (6-10 лет) – по 2 часа в день 2 раза в неделю, с перерывом 10 мин для отдыха и выполнения гимнастики для глаз через каждые 30-40 мин работы с материалом (144 часа в год). 6-7- летние дети занимаются 1 час, остальное время наблюдают за работой других детей, играют в игрушки, выполненные из бисера.

Старшая группа детей (10-14 лет) – по 2, 5 часа в день 2 раза в неделю, с перерывом 10 мин на отдых через каждые 45 мин.

Возможно формирование разновозрастных групп с учётом способностей обучающихся.

Необходимость в проведении индивидуальной работы с каждым обучающимся по выполнению различных методов выполнения плетения. Пополнение багажа теоретических знаний в рукоделии. Обучение и совершенствование навыков плетения из бисера.

Занятия проводятся в форме игры, вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ, дети заполняют «тетрадь по бисероплетению», в которой записывают новые термины, зарисовывают схемы выполнения различных способов низания бисера.

В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

В конце каждого года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по бисероплетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной схеме.

Выпускник принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения выполняет творческую итоговую работу.

Способы проверки знаний:

-самоанализ достижений: чему новому научились, способы плетения бисером, какие работы были на выставке, конкурсе;

-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;

-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведёт педагог;

-контрольные занятия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Выставки работ в школах и на городских мероприятиях, родительских собраниях. Участие в конкурсах Дома детского творчества.

В конце обучения  по программе «Бисероплетение» вручается свидетельство об окончании программы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятие проводится согласно темы в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия: календарные праздники, экскурсии, конкурсы, Дни именинника.

Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы  с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д.

Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из льняной ткани (для удобства работы с  бисером). Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, льющейся воды, пением птиц).

Предусматривается отдельно оборудованный стол для глажения ткани для фона изготовленных панно; для швейной машины.

Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература.

Подготовлены образцы схем выполнения различных поделок из бисера.

Подготовлены образцы изделий с различными видами низания бисера.

Имеются в наличии образцы изделий с различными способами плетения из бисера на леске.

Собраны образцы изделий различного направления: игрушки из бисера, панно, вышивка бисером на ткани, украшения, ёлочные игрушки, сувениры, цветы из бисера и др.

Подобрана литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера.

Разработана инструкция по технике безопасности работы.

Для реализации данной программы обучающийся должен иметь:

Салфетка для бисера (лён или фланель), нитки-мулине зелёного и коричневого цвета, мононить или леска (0,2- 0,3), проволока для бисероплетения разных цветов, иглы для бисероплетения (№ 10), лоскуты однотонной ткани (шёлк, портьерная) для фона, бархатная бумага или картон, бисер разных оттенков и формы (2 мм, 4 мм), крупные бусины различных цветов и формы (1-3 см), цветные и простые карандаши, тонкая тетрадь в клетку, линейка, ножницы, маникюрные щипчики для обрезания проволоки, маленькие плоскогубцы, фурнитура для бижутерии (швензы, застёжки, пуссеты), клей ПВА, бросовый материал для изготовления сувениров: шарики из шарикового дезодоранта, стержни шариковых ручек, круглые кольца с диаметром 8-15 см (пластмассовые, металлические).

Формы подведения итогов по каждой теме: выполнение работы на закрепление метода низания бисера. Анализ выполнения качества работы с оценкой себестоимости работы.

Организация выставок творческих работ.

Набор детей на кружок «Бисероплетение» производится ежегодно с 1 по 15 сентября по желанию детей. Занятия проводятся в группах по 10-15 человек. Периодичность занятий на первом году обучения составляет 2 раза в неделю по 2 часа с общим объёмом 144 часа в год. На втором и третьем году обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2,5 часа с общим объёмом 175  часов в год.

На первом году обучения используется в основном групповая форма занятий, на втором и третьем – индивидуальные занятия с детьми, имеющими определённые результаты и успехи в работе. Программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного и дошкольного  возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоёмкие работы. Дети старшего возраста выполняют более усложнённые работы, требующие большей усидчивости и внимательности при работе с бисером.

Процесс обучения делится на 3 этапа:

1 этап – усвоение элементарных знаний и умений

2 этап – расширение знаний и умений

3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений, выполнение        профессиональных работ.

Основные принципы программы:

  1. Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  2. Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
  3. Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  4. Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  5. Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  6. Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.
  7. Связь с другими областями декоративно-прикладного искусства: вышивка, лоскутная техника и др.
  8. Работа с родителями.
  9. Инвариантность.

Основания для разработки образовательной программы:

Программа составлена в соответствии с документами: «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании в РФ», программой развития МОУ ДОД ДДТ, Конституцией РФ,  в соответствии с типовым положением об учреждениях ДОД в РФ.

Список литературы

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» - Ярославль, «Академия развития», 1999

2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006

3. Т. Ткаченко, К. Стародуб «Плетём объёмные игрушки из бисера»-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

4. Исакова, Стародуб, Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

5. Ткаченко, Стародуб «Бисер, драгоценные камни и фэн-шуй», «Феникс», 2005

6. Т.Н. Манкова «Бисерная миниатюра. Как создать объём» - «Феникс», 2005

7. Ткаченко, Стародуб «Плетём снежинки из бисера»- «Феникс», 2007

8. А.Р. Магина «Поделки из бисера для любимой мамочки» - Москва, «Сова», 2006

9. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

10. Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» - «Феникс», 2007

11. Ткаченко, Стародуб «Плетём насекомых из бисера» - «Феникс»,2006

12. Ткаченко, Стародуб «Плетём бабочек из бисера» - «Феникс», 2007

13. М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005

14. Донна ДеАнжелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме»- Москва, «Мартин», 2007

15. Л. Аполозова «Бижутерия» - Москва, «Культура и традиции», 2001

и другие.

Учебно-тематический план на 1 год обучения        

        

Тема занятия

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

Знакомство с программой обучения.

Правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия»

2

2

0

2

«Из бабушкиного сундучка». Бисерная азбука. Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Основные правила при работе с бисером «Бабушкины советы».

2

2

0

3

Плоское параллельное плетение на проволоке:

Плетение игрушек из бисера, бусин

Изготовление миниатюр и сувениров из бисера, бусин, стекляруса

Выполнение коллективной работы: панно «Аквариум». Оформление работы: утюжение ткани для фона, оформление в рамку, пришивание леской готовых поделок из бисера к фону.

Изготовление цветов

Выполнение коллективной работы «Бабочки на цветах» (контрольная работа)

12

1

11

4

Объёмные изделия на основе параллельного плетения:

Плетение брелков из бисера на леске

Изготовление игрушек на леске

Плетение миниатюр и сувениров на леске

Плетение объёмных игрушек на проволоке

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Контроль: выполнение поделки в технике объёмного плетения по предложенной педагогом схеме

16

1

15

5

Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек:

Простые цепочки из бисера и бусин

Цепочка с «пупырышками»

Цепочка с «бугорками»

Цепочка с «петельками»

Цепочка «зигзаг»

Цепочка «змейка»

Цепочка «крестик» в одну, две нити

Цепочка «цветы»

Плетение в технике «мозаика»

Контроль: изготовление бижутерии любым видом цепочки

6

1

5

6

Элементы плетения бижутерии. Подвески:

Бахрома

Веточки

Листочки

Цветы из бисера

Контрольная работа «Праздничное ожерелье»

8

    1

 

7

7

Ажурное плетение:

Снежинки из бисера и бусин

Плетение бабочек для оформления портьер, интерьера квартиры

Новогодние игрушки и сувениры

Сувенир «Человечек» на основе плоского ажурного плетения

Контрольная работа – выполнение сувенира «Танец мотыльков»

12

1

11

8

Метод низания петлями:

Плетение рыбок петлями

Плетение бабочек петлями

Изготовление деревьев – коллективная работа

Бижутерия

10

1

9

9

Метод низания дугами (французская техника плетения):

Плетение бабочек дугами

Плетение рыбок

Изготовление цветов по французской технике плетения

Контроль:  изготовление поделки методом низания дугами по выбору обучающегося

14

1

13

10

Шнуры и жгуты из бисера («мозаика по кругу»).

Изготовление браслета в технике «мозаика по кругу»

Выполнение сувениров «Лебедь», «щенок», «котёнок» и др. на основе бисерного жгута

Контрольная работа по изготовлению поделки в технике мозаичного жгута

14

1

13

11

Краеведческая работа:

Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства.

18

18

0

12

Конкурсные работы

10

0

10

13

Итоговая выставка работ к концу учебного года

2

0

2

14

Нравственно-эстетические беседы

4

4

0

15

Открытое занятие с родителями, родительское собрание

4

0

4

16

Познавательно-досуговая деятельность

8

8

0

17

Итоговое занятие «Из бабушкиного сундучка»

2

2

0

Итого:

144 часа

44

часа

100

часов

Содержание программы. 1 год обучения.

1. Вводное занятие.

Игра «Давайте знакомиться». Знакомство с программой обучения.

Правила техники безопасности при работе с бисерной иглой, ножницами, проволокой. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия».

Рассказ об истории возникновения бисера и бисероплетения,  вызвать интерес к искусству бисероплетения, желание заниматься этим рукоделием.

2. «Из бабушкиного сундучка». Бисерная азбука. Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Основные правила при работе с бисером «Бабушкины советы».

Практическая работа: выполнение простейших изделий из бусин: бабочка, стрекоза, жук.

3. Плоское параллельное плетение на проволоке.

Знакомство с видом низания бисера – плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Выполнение плоских игрушек на проволоке. Беседа о правильном подборе цветов для выполнения игрушек. Объяснение понятий: яркость, цвет, тон, насыщенность, теплые, холодные тона. Цель: закрепление цветовой гаммы сочетания цветов, развитие детского творчества и фантазии.

Изготовление миниатюр, цветов из бисера параллельным низанием.

Беседа об оформлении интерьера квартиры с помощью изделий из бисера: игрушек, декоративных элементов, панно, цветов и др.

Выполнение индивидуальных и коллективных работ: панно, букеты цветов, игрушки с целью закрепления метода плоского параллельного плетения на проволоке.

Запись новых понятий в тетрадь по бисероплетению.

4. Объёмные изделия на основе параллельного плетения.

Продолжение обучению параллельному плетению уже  с использованием лески и придания объёма изделиям из бисера. Изготовление брелков, объёмных игрушек на леске и проволоке. Выполнение поделок с опорой на схему плетения. Игра «Поместим рыбок из бисера в удобный аквариум».

Выполнение коллективной работы: «Корзина с цветами». Контрольная работа по теме: индивидуальное выполнение работы по схеме.  

5. Элементы плетения бижутерии. Виды цепочек.

Обучение выполнению несложных цепочек, как основы для изготовления украшений:

Простые цепочки из бисера и бусин

Цепочка с «пупырышками»

Цепочка с «бугорками»

Цепочка с «петельками»

Цепочка «зигзаг»

Цепочка «змейка»

Цепочка «крестик» в одну, две нити

Цепочка «цветы»

Плетение в технике «мозаика»

Беседа об истории появления украшений из бисера и бусин, традициях русского народа в изготовлении украшений. Выполнение индивидуальных работ по изготовлению фенечек, колье, серёг. Знакомство с фурнитурой для изготовления бижутерии: швензы, пуссеты, застёжки для колье.  Запись новых слов в тетрадь по бисероплетению. Контрольная работа: изготовление несложных украшений любым понравившимся способом.

6. Элементы плетения бижутерии. Подвески.

Выставка книг по изготовлению бижутерии из бисера и бусин. Рассматривание бижутерии. Цель: заинтересовать детей изготовлением бижутерии, развивать эстетический вкус детей.

Знакомство с техникой выполнения подвесок для бижутерии: бахрома, веточки, листочки,

цветы. Зарисовывание в тетради схем выполнения подвесок.

Контрольная работа «Праздничное ожерелье». Цель: закрепление выполнения несложных цепочек из бисера с добавлением подвесок.

7. Ажурное плетение.

Знакомство с техникой ажурного плетения. Выполнение плетения по схеме. Зарисовывание схем ажурного плетения в тетрадь. Выставка новогодних игрушек из бисера. Цель: заинтересовать детей выполнением новогодних игрушек своими руками, развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус.

Игра: «Мастерская Деда Мороза»: изготовление снежинок из бисера и стекляруса, новогодних игрушек, сувенира Дед Мороз и Снегурочка (использование 2 приёмов плетения – ажурного и параллельного низания бисера). Составление и обыгрывание «Зимней сказки» с помощью игрушек из бисера». Изготовление сувенира «Рождественский ангелочек». Беседа: «Лучший подарок родным и друзьям – тот, который сделан своими руками».

Контрольная работа: изготовление сувенира «Танец мотыльков» с использованием 2 приёмов низания бисера: параллельного и ажурного плетения.

8. Метод низания петлями

Знакомство с техникой низания петлями. Выполнение поделок новым способом с опорой на схему плетения. Изготовление поделок: рыбки, бабочки, деревья петельным способом. Зарисовывание схем низания петлями в тетрадь. Игра: «Вырастим сад деревьев».

9. Метод низания дугами (французская техника плетения).

Выставка книг о французской технике плетения цветов. Демонстрация цветов из бисера, выполненной по французской технике плетения. Цель: прививать эстетические чувства, любовь к природе, заинтересовать выполнением цветов из бисера. Беседа об истории появления метода низания дугами, знакомство с искусством бисероплетения во Франции.

Беседа: «Оформление интерьера квартиры с помощью искусственных цветов». Составление рассказа или сказки «Как цветы спорили, кто из них красивее».

Выполнение цветов способом низания дугами по схемам. Выполнение контрольной работы по предложенным схемам на закрепление новой техники плетения по выбору обучающегося.

10. Шнуры и жгуты из бисера («мозаика по кругу»).

Знакомство с техникой «Мозаика по кругу». Выставка работ, выполненных в технике «Мозаика по кругу». Зарисовывание схемы выполнения плетения в тетрадь. Выполнение несложных поделок: браслет, сувениров: лебедь, щенок, котёнок, чёртик. Составление и обыгрывание сказки с помощью выполненных игрушек-сувениров.

Контрольная работа: изготовление игрушки по выбору обучающегося.

11. Краеведческая работа:

Экскурсии в краеведческий музей, художественную школу. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. Цели: расширение кругозора детей о видах декоративно-прикладного искусства, приобщать детей к миру русской культуры, традициям народа, формирование художественного и эстетического вкуса, культуры поведения.

12. Конкурсные работы

Участие в выставках творческих работ, выставках работ на родительских собраниях в школе, участие в различных конкурсах прикладного искусства.

13. Итоговая выставка работ к концу учебного года

 Выставка выполненных игрушек, панно, деталей декора интерьера для дома, букетов цветов и др. Выполнение творческой коллективной работы: «Деревенский пейзаж» (панно).

14.Нравственно-эстетические беседы.

Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения.

15. Открытое занятие совместно с родителями. Родительское собрание.

Предусмотрены с целью заинтересовать родителей в посещаемости кружка «Бисероплетение» их детьми, с целью ознакомления взрослых с образовательной программой, для дальнейшей помощи детям при выполнении домашнего задания по бисероплетению.

16.Познавательно-досуговая деятельность.

Проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий в ДДТ, организация культпоходов  в театры, музеи, художественные выставки.

17. Итоговое занятие «Из бабушкиного сундучка»

Теоретическая часть. Игра «Из бабушкиного сундучка». Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером. Коллективная работа: изготовление игрушек – сказочных персонажей, используя знакомые способы плетения. Обыгрывание сказок. Подведение итогов работы за год.

Учебно-тематический план на 2-й год обучения.

№.

Тема занятия

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2,5

1

1,5

2

Плоские игрушки и миниатюры. Составление сюжетных открыток, панно.

7,5

1

6,5

3

Объемные игрушки и миниатюры в технике параллельного низания с добавлением ажурного плетения

12,5

1

11,5

4

Изготовление сувениров-деревьев из бисера и бусин

12,5

1

11,5

5

Изготовление цветов из бисера параллельным методом плетения с усложнениями. Оформление букетов.

12,5

2,5

10

6

Изготовление цветов, сувениров и игрушек в технике низания дугами с добавлением других техник плетения (смешанная техника)

17,5

1,5

16

7

Изготовление игрушек в технике «Мозаика по кругу» с добавлением других приемов плетения: ажурного, плоского мозаичного, параллельного и др.

22,5

2,5

20

8

Кирпичный стежок. Изготовление сувениров.

15

2,5

12,5

9

Изготовление объемных игрушек на основе плоского ажурного плетения

15

2,5

12,5

10

Изготовление бижутерии.

Виды цепочек: усложнение в крестик, плетение в крестик с доплетом последующих рядов,  ступенчатая цепочка, колючая цепочка, плотная двурядная и многорядная цепочки

7,5

1,5

6

11

Техника плетения: «листочек». Бижутерия: броши, заколки для волос

7,5

1

6,5

12

Экскурсии

12,5

12,5

-

13

Организация выставок, конкурсные работы

7,5

-

7,5

14

Познавательно-досуговая деятельность

7,5

7,5

-

15

Открытое занятие совместно с родителями. Родительское собрание.

2,5

-

2,5

16

Беседы на нравственно-эстетические темы

5

5

-

17

Самостоятельная творческая работа

5

-

5

18

Итоговое занятие. Выставка работ.

2,5

1

1,5

ИТОГО:

175

44

131

Содержание программы.

Второй год обучения.

1.Вводное   занятие.

Обсуждение творческих планов на год, разработка расписания занятий. Беседа об искусстве бисероплетения с использованием наглядного материала: выставки изделий из бисера, фотографий поделок, панно.

Практическая работа: составление схемы выполнения плоской игрушки. Домашнее задание: выполнить игрушку по составленной схеме.

2.Плоские игрушки и миниатюры. Составление сюжетных открыток, изготовление панно. Закрепление навыков изготовления плоских игрушек в техниках параллельного, ажурного, петельного плетения. Обучение составлению панно и открыток по сюжетам с использованием заготовленных плоских игрушек и миниатюр с использованием вышивания бисером(связь бисероплетения и вышивания). Посещение кружка «Художественное вышивание». Практическая работа: подбор ткани для фона, разработка выполнения панно, оформление панно.

Контрольная работа: самостоятельное выполнение сюжетной открытки на бархатной бумаге с использованием заранее заготовленных плоских миниатюр.

3. Объемные игрушки и миниатюры в технике параллельного низания с добавлением

ажурного плетения.

Закрепление выполнения игрушек и сувениров в технике объемного параллельного плетения с добавлением усложнения: ажурного плетения. Беседа: «Лучший подарок - тог, что сделан своими руками».

Практическая работа: игрушки-сувениры: Золотая рыбка, Старик Хоттабыч, Райская птичка.

Контроль: самостоятельное изготовление сувенира по предложенной педагогом схеме.

4. Изготовление сувениров-деревьев из бисера и бусин.

Закрепление умения низать петлями. Выставка деревьев из бисера. Объяснение выполнения деревьев, отдельных деталей - веточек. Сборка дерева.

Практическая работа: Цветущее дерево, Весеннее дерево, Новогодняя Ёлка.

Контрольная работа: коллективная работа «Сад деревьев».

5. Изготовление цветов из бисера параллельным методом плетения с усложнениями. Оформление букетов.

Беседа: «Цветы в нашей жизни». Демонстрация фотографий выполненных цветов из бисера. Закрепление выполнения цветов в технике параллельного плетения. Усложнение выполнения: новый способ соединения деталей. Обучение искусству составления букетов. Оформление букетов. Контроль: самостоятельное выполнение букета по схеме.

6. Изготовление цветов, сувениров и игрушек в технике низания дугами с добавлением других техник плетения (смешанная техника).

Выставка поделок, выполненных в смешанной технике плетения: цветы, игрушки, плоские миниатюры. Объяснение выполнения работ в смешанной технике низания.

Практическая работа: рыбки, бабочки, цветы.

Контроль: изготовление бабочек для декора штор в смешанной технике плетения.

7. Изготовление игрушек в технике «Мозаика по кругу» с добавлением других приемов плетения: ажурного, плоского мозаичного, параллельного и др.

Закрепление метода «Мозаика по кругу». Выполнение сложных игрушек на основе мозаичной техники с добавлением ажурного, параллельного, плоского мозаичного плетений.

Практическая работа: игрушка-сувенир Мальвина, Принц.

8. Кирпичный стежок. Изготовление сувениров.

Обучение новому приему - «Кирпичный стежок» на примере изготовления броши «вишенка».

Практическая работа: сувенир «Русалочка».

Контроль: коллективная работа «Лукошко ягод».

9. Изготовление объемных игрушек на основе плоского ажурного плетения

Выставка готовых работ. Объяснение выполнения объемных игрушек на основе ажурного плетения. Выполнение игрушек по схемам.

Практическая работа: куклы Барин, Человечек, Ангелочек. Контроль: кукла Барыня. Выполнение по схеме и готовому образцу.

10. Изготовление бижутерии. Виды цепочек:

Усложнение в крестик.

Плетение в крестик с доплетом последующих рядов

Ступенчатая цепочка

Колючая цепочка

Плотная двурядная и многорядная цепочки.

Выставка украшений, бижутерии.

Объяснение выполнения цепочек для изготовления украшений с опорой на схемы.

Выдача схем для практической работы детям на руки. Подбор фурнитуры для изготовления бижутерии.

Практическая работа: выполнение фенечек и колье по схемам.

Контроль: выполнение браслета по предложенной педагогом схеме.

11. Изготовление брошей, заколок для волос. Плетение в технике «листочек». Демонстрация фотографий брошек и заколок для волос, выполненных в технике ЛИСТОЧЕК. Объяснение выполнения приема. Выдача схем детям на руки. Практическая работа: заколка для волос «Цветок» (в технике Листочек). Контроль: изготовление броши в технике Листочек.

12. Экскурсии

Проведение экскурсий на занятия кружков декоративно-прикладного искусства, посещение выставок творческих работ детей, экскурсии: в художественную школу, на станцию юных техников, в краеведческие музеи Костромской области.

13. Организация выставок, конкурсные работы.

Участие в областных, районных, городских конкурсах и выставках работ декоративно-прикладного искусства.  

14. Познавательно-досуговая деятельность.

Познавательно-развлекательные мероприятия, культпоходы в театры, музеи, посещение художественных выставок

15.Открытое занятие совместно с родителями. Родительское собрание.

Предусмотрены с целью ознакомления родителей с успехами детей в декоративно-прикладном искусстве, родительское собрание проводится  для решения организационных вопросов.

16.Беседы на нравственно-эстетические темы.

Этика и эстетика человеческих взаимоотношений. Культура поведения и общения. Этикет.

17. Самостоятельная творческая работа

Выполнение детьми творческой коллективной работы: панно «Мой любимый край».

18. Итоговое занятие

Игра-викторина «Мисс Рукодельница».

Выставка работ. «Творческий совет» - дети оценивают работу за год. Присвоение званий лучшим ученикам. Выдача ГРАМОТ.

Учебно-тематический план на 3-й год обучения

Тема занятия

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2,5

2

1,5

2

Изготовление игрушек, сувениров в смешанной технике плетения

20

2,5

17,5

3

Изготовление цветов, деревьев из бисера и бусин в смешанной технике плетения

20

1,5

18,5

4

Ажурное плетение:

соты, уголки, уголки с зубчиками, сетка, квадрат.

Пасхальное яйцо (ажурная оплетка).

 Ваза (ажурная оплетка).

Сувениры.

15

2,5

12,5

5

Бижутерия: колье, ожерелья, серьги, браслеты, броши

20

2,5

17,5

6

Воротнички, шапочка из бисера

20

2,5

17,5

7

Изготовление панно для интерьера квартиры

12,5

1,5

11

8

Ткачество бисером. Открытки, картины.

15

2,5

12,5

9

Экскурсии

10

10

-

10

Участие в конкурсах, организация выставок

12,5

2,5

10

11

Познавательно-досуговая деятельность

10

10

12

Открытое  занятие  совместно с родителями.

Родител ьское собрание.

2,5

2,5

13

Нравственно-эстетические беседы

5

5

14

Творческая итоговая работа

7,5

-

7,5

15

Итоговое  занятие

2,5

2,5

ИТОГО:

175

45

130

Содержание программы.

Третий год обучения.

1. Вводное занятие.

Обсуждение   творческих   планов   кружка,   расписания   занятий   на   год.

Повторение правил техники безопасности при работе с бисерной иглой, ножницами,   проволокой   для   бисероплетения.   Повторение   материала   о цветоведении и композиции.

Практическое занятие: составить панно из заготовленных плоских миниатюр, правильно подобрать фон для панно.

2. Изготовление игрушек, сувениров в смешанной технике плетения.

Выставка игрушек и сувениров из бисера и бусин. Рассматривание фотографий игрушек из бисера. Беседа «История сувенира».

Задание «Определи технику плетения игрушки». Выполнение игрушек по схемам плетения.

Практическая работа:  игрушки-сувениры  Дракон,  Баба Яга,  Дед Мороз, Снегурочка, Павлин.

Самостоятельная работа:  придумать и обыграть сказку с выполненными игрушками.   Выступление   со   сказкой   перед   детьми   других   кружков, родителями.

3. Изготовление цветов, деревьев из бисера и бусин в смешанной технике плетения.

Выставка деревьев и цветов из бисера и бусин. Технология изготовления деревьев и цветов. Использование бросового материала для поделки (баночки от крема, флаконы от парфюмерии и т. п.).

Практическая работа: изготовление деревьев и цветов нашего края. Составление и обыгрывание сказки «О чем шепчутся деревья». Обучение искусству составлять и оформлять букеты.

4. Ажурное плетение.

Обучение новым приемам ажурного плетения: соты, уголки, уголки с зубчиками, сетка, квадрат. Практическая работа по выполнению ажурных приемов плетения с опорой на схемы.

Практическая работа:    оплетка пасхального яйца несколькими способами, оплетка вазы, выполнение сувениров: пасхальный цыпленок, Золотая рыбка, пасхальное солнышко. Беседа о традиции отмечать Пасху. Самостоятельная работа: оформление пасхального букета (украсить еловую или сосновую ветвь пасхальными сувенирами).

5. Бижутерия: колье, ожерелья, серьги, браслеты, броши.

Беседа: «Из истории возникновения украшений». Рассматривание бижутерии,

фотографий украшений. Введение в изготовление бижутерии дополнительной

фурнитуры: красивых пуговиц, цветов из атласных ленточек, страз. Игра

«Ювелирная мастерская».

Практическая работа: самостоятельное изготовление украшений из бисера,

страз, пуговиц и атласных ленточек по схеме.

Выставка готовых изделий. Оценка себестоимости работы.

6. Воротнички, шапочка из бисера.

Изготовление предметов женского туалета: ажурных воротничков и вечерней

шапочки из бисера и страз.

Рассматривание фотографий работ, анализ выполнения по схеме. Калибровка

бисера для выполнения сложно-технологичных изделий.

Практическая работа:  выполнение понравившегося воротничка к платью,

изготовление вечерней шапочки ажурным способом в старорусском стиле.

Выставка готовых изделий. Оценка себестоимости работ.

7. Изготовление панно для интерьера квартиры.

Беседа: «Оформление интерьера квартиры». Рассматривание различных панно

из бисера.

Практическая работа: панно «Морское дно», «На лесной полянке», «Цветочная

поляна».

Выставка работ, анализ качества выполнения.

8. Ткачество бисером. Открытки, картины.

Знакомство с новым видом работы с бисером - ткачеством. Станочек для

ткачества.  Технология  выполнения  тканых рисунков,  картин.  Работа со

схемами тканых рисунков.

Практическая работа: открытка   «С днем рождения», картина «Попугай на

ветке».

9. Экскурсии.

Цель: расширение кругозора детей о декоративно-прикладном искусстве, народной и региональной культуре, народными художественными традициями, профориентация, поддержание интереса детей.

-Экскурсия в краеведческий музей.

-Экскурсия на СЮТ

-Экскурсия в ПУ-14 г. Нея

-Встречи с местными рукодельницами

10. Просмотр видеоматериалов, организация выставок.

 Выставки:

-в детской районной библиотеке

-для родителей на собраниях в школе

-выставки в школах города

-участие в выставке-распродаже ко Дню города

-участие в областных, районных, городских конкурсах детского творчества

-выставка к  Дню защиты детей, Дню знаний.

11.Познавательно-досуговая деятельность.

Познавательно-развлекательные мероприятия, культпоходы в театры, музеи, посещение художественных выставок.

12. Открытое занятие совместно с родителями. Родительское собрание.

Предусмотрены с целью ознакомления родителей с успехами детей в декоративно-прикладном искусстве, родительское собрание проводится для решения организационных вопросов.

13. Нравственно-эстетические беседы.

Этика и эстетика человеческих взаимоотношений. Культура поведения и общения. Этикет.

14.Творческая итоговая работа.

Практическое задание: самостоятельное изготовление работы на выбор обучающегося - сложной игрушки, панно, букета цветов, украшения. Работа выполняется как на занятии кружка, так и дома.

Цель: продемонстрировать искусство бисероплетения, различные техники низания бисера, художественный вкус, показать, чему научились, каких успехов достигли в овладении рукоделием.

15. Итоговое занятие.

Тестирование детей с целью проверки знаний, полученных во время обучения.

Итоговая выставка работ. Передача выполненных работ в музей кружка.

Итог: поощрение и награждение детей, свидетельство об окончании курса

бисероплетения.


Источник: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/03/16/programma-kruzhka-biseropletenie



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Отзывы о кружках, секциях, группах раннего развития и пр - Цветок для начинающих из бисера мастер класс с пошаговым фото



О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения О кружке бисероплетения